Правила поведения в условиях экстремальных ситуаций

Поведение людей в экстремальных ситуациях в настоящее время
является предметом исследования ученых психологов. Имеются ли
рекомендации, инструкции о правилах поведения в условиях
последствий теракта или при иных подобных обстоятельствах?
Психологические аспекты проблемы безопасности граждан в
условиях последствий теракта в настоящее время действительно находятся в
центре внимания ученых различных всероссийских и ведомственных научноисследовательских учреждений.
Полагаем необходимым привести в нашей брошюре некоторые из
Рекомендаций гражданам о правилах поведения в условиях экстремальных
ситуаций, разработанных НПЦ «Психология экстремальных ситуаций»
Института Психологии Российской академии образования.
Эти Рекомендации адресованы не только простому населению, но,
прежде всего, специалистам экстренных служб и правоохранительных
органов, поскольку они в большинстве своем работают непосредственно в
очаге чрезвычайной или экстремальной ситуации и одними из первых
подвергаются их разрушительному психологическому воздействию. При
осуществлении ими своих функций знание и распространение этих
Рекомендаций среди населения позволит им качественно выполнить
стоящие перед ними задачи, избежать негативных последствий и сохранить
здоровье не только себе, но и многим, многим людям.
Что происходит с людьми после бедствия, катастрофы, взятия в
заложники или другого травматического события?
Шок и отрицание – типичные реакции на терроризм, катастрофы и
другие травмы, особенно сразу после события. И шок, и отрицание –
нормальные защитные реакции. Шок – внезапное, сильное расстройство
эмоционального состояния. Отрицание подразумевает то, что человек не
признает случившееся.
Реакции на травматическое событие могут быть различными, но
наиболее типично они могут проявляться в следующих формах:
1. Чувства обостряются и становятся непредсказуемыми. Человек
может быть раздражительнее, чем обычно, могут быть резкие смены
настроения. Тревожность, нервозность, подавленность.
2. Травма влияет на мысли и поведение человека. Человек может
снова и снова возвращаться в памяти к событию без каких-то видимых
причин, что может сопровождаться телесными реакциями, например,
учащением сердцебиения или усилением потоотделения. Могут наблюдаться
трудности концентрации или принятия решений, а также нарушение ритмов
сна-бодрствования и режима питания.
3. Могут беспокоить повторяющиеся эмоциональные проблемы,
причиной которых становятся такие факторы, как годовщина события,
напоминающие о катастрофе звуки, образы, запахи.
4. Отношения могут стать натянутыми, более конфликтными. С
другой стороны, может наблюдаться изоляция, отказ от обычных занятий и
увлечений.
5. Стрессовое состояние может сопровождаться физическими
симптомами, такими как головная боль, тошнота, боли в области груди. Не
существует стандартной оценки ситуацию стресса. Некоторые люди
реагируют сразу же, у других наблюдаются отсроченные реакции, иногда
через месяцы или годы. У одних реакции очень длительны и интенсивны,
другие же восстанавливаются быстро.
6. Поведение может меняться с течением времени (разная временная
динамика), при этом следует учитывать, что события, длящиеся дольше и
несущие большую угрозу, обычно требуют большего времени для своего
разрешения; на способность человека справляться с эмоционально сложными
ситуациями могут оказать как положительное так и негативное влияние
другие события, предшествовавшие травматическому переживанию (люди с
большим жизненным опытом указанных переживаний переносят их менее
болезненно).
Как я могу помочь себе и своей семье?
Вы можете предпринять определенные шаги, которые помогут
восстановить эмоциональный баланс и чувство контроля после катастрофы:
— дайте себе время, будьте терпеливы в отношении изменений в
вашем собственном эмоциональном состоянии;
— постарайтесь переключить внимание на что-либо другое,
встретиться с друзьями, поговорить с родными; попросите о помощи тех,
кому вы дороги, кто выслушает Вас, кому Вы небезразличны;
— постарайтесь выразить то, что с Вами происходит ( в разговорах с
друзьями, семьей, ведя дневник); ни в коем случае не стесняйтесь своих
чувств;
— не замыкайтесь в себе, ищите новых встреч, новых ощущений;
— обсуждение с сочувствующими и сострадательными собеседниками
может помочь человеку осознать, что у других людей в подобных
обстоятельствах часто возникали похожие чувства и ответные реакции;
— избегайте алкоголя и наркотиков, больше отдыхайте, уделяйте
внимание своему хобби, используйте релаксационные техники;
— в этот период избегайте принятия существенных жизненных
решений, таких как изменение профессии или места работы;
— сконцентрируйтесь на своих возможностях, на тех видах
деятельности, которые могут помочь чувствовать себя спокойнее, сильнее;
займитесь домашними делами;
— не пересказывайте случившееся снова и снова, это только
усугубляет травму, предостерегайте от этого других людей,
Острая реакция на стресс у очевидцев катастрофы может длиться от
нескольких минут до нескольких суток.
Как свидетельствует практика, каждый третий, кто не был свидетелем
трагедии, но следил за событиями по телевизионным и газетным репортажам,
становятся «вторичными» жертвами посттравматического синдрома. У них
нарушаются сон, память, появляются приступы страха, тоски и даже
агрессии. Если не преодолевать подобное состояние, оно будет длиться
месяцами, возможно, годами. Это может привести к нарушению сна, памяти,
появлению приступов страха, тоски, агрессии. Возможно возникновение
таких тяжелых заболеваний, как гипертония, язва и т.п.
Как я могу помочь ребенку?
Дети особенно чувствительны к сильной тревожности и страху,
обычно сопровождающим травматическое событие. У некоторых может
наблюдаться регрессия. Может быть энурез, снижение школьной
успеваемости, стремление отгородиться от всех. Чтобы помочь ребенку
перенести пережитую травму, не следует злоупотреблять телевизионными
программами, касающимися травматического события. Развернутая
средствами массовой информации вокруг события кампания может еще
более травмировать детскую психику. При получении новостей старайтесь
ограничить доступ к телевизионным источникам, т.к. зрительные образы
могут быть особенно тяжелы для ребенка. В этой ситуации лучше
пользоваться радио.
Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То,
сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть
сформулирована, зависит от его возраста. Основная задача вне зависимости
от возраста – это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.
Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что Ваше
уравновешенное поведение будет больше способствовать чувству
безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства.
Подчеркните, что это нормально испытывать те чувства, которые в
сложившейся ситуации захватили его.
Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку
успокоиться – ребенку может требоваться не только больше ласки, и
внимания, но также больше выхода физической энергии). Укладывание спать
может быть очень важным моментом. Используйте его для того, чтобы
побыть с ребенком, почитать ему сказку и т.д. Позвольте ребенку задавать
вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его
необходимым материалом – пластилин, краски, журналы
Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои
страхи и беспокойства. Ребенок может повторять снова и снова игру или
рассказ. Это может быть утомительным для родителей. Однако это важно
для ребенка. И он следит за реакцией на его рассказ родителей. Если же
ребенок застревает и повторение длится многие недели без изменения,
обратитесь к психологу. Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это
моет помочь ребенку восстановить чувство стабильность. Поддерживайте
отношения со значимыми для ребенка людьми, друзьями, учителем и др.;
узнайте, как ведет себя ребенок в другой обстановке.
Детская психика очень ранима после травматического события.
Ребенок может остро и болезненно реагировать на звуки, запахи, места,
которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут
вызывать сильные эмоциональные реакции по прошествии длительного
срока после травматического события.
Для дошкольников достаточно признать, что «что-то нехорошее»
произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят
тебя от беды. Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе
по телевизору.
У младшекласников необходимо выяснить, что они знают о
случившемся, что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других
детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и
понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы «во что был
одет пилот», «а мама пожарного знает, что он там?». Не бойтесь признаться,
что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над
тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители и учителя в школе
сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте детей также, что
никакие их проступки, ничего, что они сделали, не являются причиной
катастрофы.
Со старшекласниками Вы можете поделиться большой частью
информации, которая у Вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение
происшедшего, выясните, что ребенок слышал и узнал из других
источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их
это не тронуло, или наоборот быть очень возбужденными. Оба типа реакций
нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте подростка выходить на
обсуждение, пока он не будет к этому готов.
Некоторые люди могут самостоятельно справиться с
эмоциональными и физическими затруднениями, вносимыми
травматическим событием. Однако в случае длительных реакций, пагубно
отражающихся на жизнедеятельности человека, необходимо обратиться к
специалисту, который поможет найти конструктивные способы разрешения
ситуации и справиться с эмоциональными проблемами.

Террористические акты часто сопровождаются взрывами,
последствиями которых бывают завалы и пожары. Что необходимо
знать гражданам, чтобы максимально возможно обезопасить свою жизнь
в таких ситуациях?
Если в результате взрыва человек оказался под обломками, то главное
для него – обуздать страх, не пасть духом. Важно в подобных случаях верить
и надеяться, что помощь обязательно придет. В ожидании помощи
постарайтесь привлечь внимание спасателей стуком, криком, при этом
экономно расходуйте силы.
После взрыва необходимо следовать важным правилам:
— убедитесь в том, что Вы не получили серьезных травм;
— успокойтесь и прежде чем предпринимать какие-либо действия,
внимательно осмотритесь; постарайтесь по возможности оказать первую
помощь другим пострадавшим; помните о возможности новых взрывов,
обвалов, разрушений и, по возможности, спокойно покиньте опасное место;
— если вы травмированы или оказались блокированы под завалом — не
старайтесь самостоятельно выбраться;
— постарайтесь укрепить «потолок» находящимися рядом обломками
мебели и здания;
— отодвиньте от себя острые предметы;
— если у вас есть мобильный телефон – позвоните спасателям по
телефону «112»
— закройте нос и рот носовым платком и одеждой, по возможности
влажными;
— стучать с целью привлечения внимания спасателей лучше по
трубам, используя для этого периоды остановки в работе спасательного
оборудования («минуты тишины»);
— кричите только тогда, когда услышали голоса спасателей – иначе
есть риск задохнуться от пыли;
— ни в коем случае не разжигайте огонь;
— если тяжелым предметом придавило ногу или руку – старайтесь
массировать ее для поддержания циркуляции крови;
При пожаре необходимо:
— пригнуться как можно ниже, стараясь выбраться из здания как
можно быстрее;
— обмотать лицо влажными тряпками или одеждой, чтобы дышать
через них;
— если в здании пожар, а перед вами закрытая дверь, предварительно
потрогайте ручку тыльной стороной ладони,- если она не горячая, откройте
дверь и проверьте, есть ли в соседнем помещении дым или огонь, после этого
проходите; если ручка двери или сама дверь горячая, — не открывайте ее;
— если вы не можете выбраться из здания, необходимо подать сигнал
спасателям, кричать при этом следует только в крайнем случае, т.к. вы
можете задохнуться от дыма; лучше всего размахивать из окна каким-либо
предметом или одеждой.

Известно, что в период пребывания в заложниках серьезнейшим
испытаниям подвергается психика оказавшихся в беде людей. Какие
стрессовые ситуации могут возникать и к чему следует быть готовым
гражданам, захваченным в заложники?
Оказавшийся в заложниках человек сначала не может поверить в то,
что это произошло и адекватно оценить ситуацию. Как показывает анализ
поведения лиц оказавшихся в заложниках, у некоторых из них может
возникнуть неуправляемая реакция протеста против совершаемого насилия.
Важно не терять самообладание, так как в этой ситуации террористы часто
убивают взбунтовавшихся. Террористы, как правило, находятся в состоянии
сильнейшего стресса и поэтому крайне агрессивны.
У заложников после шока первых часов плена обычно начинается
процесс адаптации — приспособления к абсолютно ненормальным условиям
существования. Однако дается это ценой, прежде всего, психологических
травм и нарушений. Быстро притупляются острота ощущений и
переживаний, таким образом, психика защищает себя. То, что возмущало или
приводило в отчаяние, воспринимается, как обыденность. При этом важно не
утратить человеческий облик.
По возможности не замыкайтесь в себе, постарайтесь присмотреться
к другим людям, выяснить, не нужна ли кому-то помощь. Даже мелочь –
понимающий взгляд, слово поддержки – будет способствовать тому, что
между вами возникнет контакт. Если человек чувствует поддержку, и ему, и
всем, кто рядом с ним, становится легче. Тем не менее, заложникам, как
правило, не удаётся избежать вспышек апатии и агрессивности во
взаимоотношениях между собой. Они обусловлены подсознательным
стремлением снять эмоциональное перенапряжение, однако это может еще
больше обострить ситуацию, спровоцировать на агрессивные действия
террористов.
Распространенным является заблуждение, которому часто
оказываются подвержены люди, оказавшиеся в заложниках – стремление и
попытки «понять» похитителей и разбудить в них сочувствие. Однако это
вредная иллюзия. Симпатии к террористам могут стать вашим первым шагом
к предательству по отношению к другим заложникам. Не думайте, что
боевики при этом станут воспринимать вас как-то по-новому.
Постоянная угроза жизни и осознание своей беспомощности могут
привести к развитию и других психических явлений. Может казаться, что вы
слышите звуки вроде бы начавшегося штурма, голоса отсутствующих людей,
видите нечто странное в темноте. Однако это не признак помешательства, а
расстройство, которое пройдет не позже чем через две недели после
освобождения.
Нельзя позволять себе сосредотачиваться на переживаниях. Способов
отвлечься существует немало: пытайтесь придумать себе какую-либо игру,
вспоминать полузабытые стихотворения, анекдоты и т.п. Для верующих
большим подспорьем является молитва. Очень важно не забывать о личной
гигиене.
Пребывание в заложниках наносит психическую травму даже весьма
стойким людям. Освобожденных нередко тяготят чувства вины и стыда,
утраты самоуважения, разного рода страхи. Помните, что это нормальная для
бывших заложников реакция. Для возвращения к нормальной жизни
требуется довольно длительный период.

ОСТАВЬТЕ ОТЗЫВ

Обязательные поля

Как Вас зовут? (имя, или полное ФИО)
Ваш адрес электронной почты?
Что Вы о нас думаете?
×

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять
Размер шрифта
Цвет фона
CШОР №10